Мнение философа: «Мы можем никогда не узнать, есть ли у ИИ сознание»
Философ Том Макклелланд из Кембриджа пришел к выводу, что у человечества на данный момент нет ни достаточных теоретических основ, ни инструментов, чтобы подтвердить наличие сознания у искусственного интеллекта (ИИ). В результате, возможности наделения ИИ моральным статусом остаются под вопросом. По его мнению, все текущие дискуссии о "разумности" машин представляют собой лишь теоретические спекуляции, а единственным обоснованным подходом является агностицизм. Это положение останется актуальным до тех пор, пока наука не разберется в самой сущности сознания.
В своем исследовании о сознании ИИ Макклелланд выделяет два основных подхода. Представители первого считают, что сознание можно рассматривать как некое программное обеспечение: если его структуру удастся воспроизвести, ИИ сможет обрести разум даже на основе кремниевых чипов. В противовес этому, его противники утверждают, что сознание неразрывно связано с биологией, и любая цифровая версия останется лишь поверхностной имитацией. В статье для журнала Mind and Language он отмечает, что обе позиции представляют собой "прыжок веры", который на сегодняшний день не может быть научно обоснован.
Макклелланд подчеркивает, что данная проблема имеет глубокие корни: мы все еще не понимаем, что именно вызывает сознание и каким образом оно функционирует. Это приводит к тому, что у нас нет надежного способа определить, может ли искусственный интеллект в действительности обладать им.
По мнению ученого, сознательные переживания зависят от способности испытывать ощущения — как положительные, так и отрицательные, что и придает субъектам этическую значимость. Без этой составляющей любое "сознание" машины остается нейтральным и не несет моральных последствий.
Макклелланд приводит пример: «Беспилотные автомобили, которые могут видеть дорогу, действительно представляют собой значительное достижение. Однако с этической точки зрения это не меняет ситуации. Совсем иное дело, если такие машины начнут испытывать эмоциональные реакции на свои маршруты», — говорит он.
Он также утверждает, что системы, способные обрабатывать информацию и принимать решения, не обязательно обладают сознанием. Даже если ИИ достигнет высокой степени автономии и самосознания, это состояние может оставаться этически нейтральным, пока оно не включает в себя чувственные переживания — такие как страдание или удовольствие.
Макклелланд предупреждает, что повышенный интерес к искусственному сознанию может привести к спекуляциям и отвлечению ресурсов от реальных этических вопросов. Он настаивает на том, что разумный подход к проблеме сознания ИИ — это агностицизм. Люди не могут и, возможно, никогда не смогут выяснить, есть ли у машин сознание. При этом чрезмерное внимание к гипотетическому сознанию ИИ может порождать «экзистенциальную токсичность», когда люди начинают формировать эмоциональные связи и принимать решения, исходя из предположений о сознательности таких систем.
Обсудим?
Смотрите также:
