Главная » Эксклюзив » Не та же любовь: какие эмоции испытывали наши предки
Эксклюзив

Не та же любовь: какие эмоции испытывали наши предки

284

Научное направление, изучающее историю эмоций, активно развивается за последние два десятилетия, в то время как многие другие области, такие как военная история, остаются менее исследованными. Боддис, один из основателей Центра передового опыта в истории переживаний при Тамперском университете в Финляндии, сосредотачивается на чувствах и эмоциях как на более сложной категории, чем просто факты прошлого. Он изучает нюансы, такие как запахи городов XIX века и глубину горя, отражённого в письмах вдов времен Первой мировой войны. Для него важнее не столько сами факты, сколько «опыт» — связь между чувствами и окружающей культурой.
Боддис выражает сомнение в общепринятых представлениях о шести основных эмоциях, таких как счастье и гнев, которые в 1960-х годах выделил психолог Пол Экман. Эти идеи закрепились в массовой культуре, даже вдохновив такие фильмы, как «Головоломка» от Pixar, где эмоции представлены как антропоморфные персонажи. Хотя такая образность может способствовать эмпатии, историк считает, что это не отражает истинного спектра человеческих переживаний.

Вместо того чтобы проецировать свои эмоции на чувства людей прошлого, Боддис настаивает на том, что мы не можем считать, что чувства остаются неизменными на протяжении веков. Он утверждает, что «в моей человеческой природе нет ничего, что давало бы мне понимание человечества», что подчеркивает различие в восприятии эмоций между людьми разных времён.

Подход Боддиса вызывает вопросы о том, как мы воспринимаем эмоции в разных культурах и исторических контекстах. Он призывает исследовать, как культурные и исторические условия формируют наши чувства и восприятие. Например, когда плотник ударяется о палец, важно учитывать его жизненные обстоятельства и культурные представления о страдании и страсти.

Понимание того, как эмоции формируются, требует глубокого анализа всего спектра человеческого опыта. Боддис использует нейробиологические достижения, чтобы продемонстрировать, насколько индивидуально каждый человек интерпретирует свои чувства, основываясь на предыдущем опыте. Лиза Фельдман Барретт, автор книги «Как формируются эмоции», утверждает, что мозг использует социально-культурные категории для предсказания и интерпретации эмоций, что, в свою очередь, зависит от времени и места.
Возвращаясь к примеру плотника, Боддис подчеркивает, что для понимания его боли необходимо учитывать множество факторов, включая частоту подобных травм и культурные представления о страданиях. Это подводит к выводу, что для восстановления чувства необходимо понять все обстоятельства, которые могли повлиять на его восприятие.

История искусства, теология и археология могут дать представление о том, как люди воспринимали мир и свои эмоции. Например, поэт XVIII века Томас Грей описывал свою боль как «блуждающую» по организму, что отражает культурные представления о состоянии здоровья в то время. Или как монах Джованни Бронзиус связывал свои недомогания с колдовством. Каждое из этих описаний порождает уникальные ощущения, которые нельзя свести к единственному слову «боль».

В своём совместном труде «Эмоция, чувство, опыт» Боддис и Марк Смит призывают пересмотреть представление о том, что значит быть человеком, утверждая, что это понятие гораздо сложнее, чем принято считать.

Книга «История чувств» анализирует древние тексты, например, «Илиаду», где эмоция Ахиллеса, описанная как «mênis», не может быть однозначно переведена как «гнев». Боддис исследует, как древние философы и художники воспринимали чувства, и находит, что многие эмоциональные состояния, которые мы считаем универсальными, на самом деле имеют свои исторические и культурные корни.

Таким образом, Боддис призывает к осмыслению эмоций не только в историческом контексте, но и в современности. Он подчеркивает, что, хотя существует стремление найти общие черты в человеческих переживаниях, важно не упрощать это стремление и не забывать о глубине индивидуального опыта. Это позволяет углубить понимание и взаимодействие между людьми.

Хотя его взгляды могут показаться радикальными, они открывают новые горизонты в понимании эмоций и чувств, призывая к более глубокому и внимательному изучению человеческой природы и её многогранности.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт infox.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК